Friday, October 7, 2016

Russian blogger very much nails it: The choice of Putin as the first face of the post-Soviet and post-Yeltsin regime and Putin's function in this regime was to serve the Russian not-so-great bourgeois counter-revolution of 1991-93, its interests and its "achievements," to be its protector and guarantor of the counter-revolution's privatization and plunder of Russia and their immunity and impunity in its bulk and as an anti-national system (with the Khodorkovsky trial show as part of its official deniability and mythology)

Amfora:

Почему президентом России стал Путин

...
А Путина именно продвигали. Сперва его взяли в администрацию президента (еще в 96-м), причем не просто так, не с улицы, а из администрации Собчака (с чьей подачи - не знаю, но вряд ли Путин сам принес свое резюме в Кремль). Затем Путина несколько раз переставляли с должности на должность внутри администрации. Потом сделали директором ФСБ. Потом председателем правительства. И в конце и.о. президента.
Думаете это Путин сам себя в администрации Ельцина по должностям переставлял? Сам по себе переезжал из кабинета в кабинет? Сам сделал себя директором ФСБ, а потом и.о. президента?
Нет, Путина вполне последовательно двигали по должностям.
...
Обратите внимание, что прошло много лет, Ельцина уже давно нет на этом свете, а Путин открыл ему музей.
Другой бы на месте Путина, освоившись в Кремле, оттоптался бы на предшественнике, обвинил его во всех грехах, тем более, что оснований для этого более, чем достаточно и переделал бы все по-своему.
Но нет, Путин если что-то и переделывает, то старается не задеть ничего из "достижений" Ельцина. Не переделывает даже, а пристраивает рядом. А многое из сделанного при Путине и вовсе является логичным продолжением начатого при ЕБН.
Даже нацгвардия - это проект, который впервые возник еще в 97-м году. Преобразование милиции в полицию - тоже в духе ельцинских реформ. Приватизация только продолжается. Газпром, созданный Черномырдиным - один из столпов путиномики.
Готов спорить, если бы Ельцин сейчас мог встать и посмотреть на Россию, он бы очень обрадовался. Он бы и сам хотел сделать что-то подобное, только в силу особенностей своего характера и стиля управления больше ломал, чем строил.
Собственно потому Ельцин и оказался наверху в 91-м - потому что в тот момент в элите и значительной части общества возобладало желание сломать Советский Союз и построить Россию по западному образцу. И понадобился президент-крушитель, который снес бы предыдущее государство, что Ельцин и сделал.
А когда Советский Союз оказался снесен, КПСС разгромлена, дискредитирована и запрещена, когда расстреляли Верховный Совет и распределили большую часть госсобственности по карманам, элите понадобился уже другой президент - тот, который не будет ломать и тем более не будет отбирать то, что рассовали по карманам, а будет охранять эти самые карманы, охранять результаты приватизации, охранять новое государство, в которое оказалась превращена Россия.
Элите понадобился президент-охранитель, который не будет пересматривать совершенное в 90-е годы и для которого новая ресурсная элита, сырьевые бароны - будут теми самыми своими, которых он не будет сдавать.
И Путин лучше других подошел на эту роль.
И совершенно не случайно, что Путин оказался их особистом.
Кто как не особист лучше всего умеет охранять, не подпускать, не давать качать лодку, не сдавать своих, не болтать лишнего и далее по списку?
По сути, Путин - это начальник службы безопасности ЗАО РФ, которого сделали президентом, потому что обеспечение безопасности стало главной задачей элиты.
Не развитие, не реформы, а именно обеспечение безопасности стало основной задачей элиты и правящей верхушки в начале нулевых.
...

И Путина поставили решать двоякую задачу - задачу защиты политического курса и итогов приватизации от внутренних сил, желающих что-то пересмотреть, а также задачу защиты "галеры" с нефтью и газом, принадлежащей буржуазной элите от внешних "партнеров".
Перед Путиным была поставлена задача защиты наворованного и от "конкурирующих контор" и от народа. Чтобы и другим не дать отобрать награбленное и народу не возвращать.
И это объясняет не только выбор Путина, но и появление среди правящей верхушки других особистов. Потому что только особисты могли лучше всех решать поставленную задачу.

В государстве есть три института, решающие задачи охраны - это госбезопасность (особисты), органы внутренних дел (полиция) и армия.
Но органы внутренних дел (в то время милиция) на роль охранителей буржуазиии не годились. Потому что МВД работает на более низком уровне, чем госбезопасность, во всех смыслах. И технологически более низкий уровень и, что самое важное, милиция в целом ближе к народу, чем к элите.
Поэтому претендентами на роль защитников ЗАО РФ, обладающих всей полнотой власти, включая своего человека на посту президента, были военные и особисты.
Но военные - это защитники Отечества от внешних врагов, защитники не только руководства, но и всего народа. Именно поэтому армию стараются не привлекать для борьбы с беспорядками внутри страны, потому что армия быстро разлагается, если сталкивается с собственным народом.
Это значит, что доверить ЗАО РФ кому-либо из генералов элита не могла. Потому что для военных в понятие "свои" входит вся страна, весь народ, а не только элита. И военные в 90-е были не очень довольны результатами демократических реформ, а значит могли заняться и пересмотром приватизации и другими вещами, которые никак не входили в планы элиты.
Поэтому собственно и не дали подняться на высший пост ни генералу Рохлину, ни Лебедю, ни другим военным.
На роль охранников наворованного как от "партнеров", так и от народа, годились только особисты. Потому что особисты - это охранители элиты от всех угроз, включая внутренние. Особистов учат, что власть нужно защищать от всех, в том числе от народа, не гнушаясь некоторыми специальными методами, немного выходящими за рамки закона.
Особистов учат, что безопасность государства (то есть власти) превыше всего, поэтому если на пути поставленной задачи окажывается закон - тем хуже для закона - его либо меняют, либо обходят, либо тихо нарушают, пока никто не видит.
И в силу вышесказанного именно особисты годились для решения задачи, которая на рубеже 90-х и начала нулевых вышла у элиты на первый план.
Элите надо было защищать наворованное - от всех, в том числе от народа. От всех, кто захочет что-то пересмотреть, изменить и перекроить.[this means namely from people like Aleksey Mozgovoy]
Задача защиты наворованного, защиты рассованной по карманом госсобственности оказалась превалирующей над всеми остальными задачами - задачами развития страны, задачами экономических и политических преобразований, над всеми.
Элита панически боялась, что у нее отберут наворованное, поднимут дела о приватизации, призовут к ответу, боялась, что придется бросать все самое вкусное и бежать из страны.
Именно поэтому окружение Ельцина, понимая приоритетность и важность задачи "не допустить пересмотра приватизации", приняло решение отдать высший государственный пост особисту.
Ведь если бы президентом стал кто-то, кроме особиста, то особисты оказались бы подчинены президенту и задача "охраны приватизации" оказалась бы не на высшем уровне, а была бы подчинена тем задачам, которые будет решать новый президент.
Окружение Ельцина рассудило, что для надежности нужно сделать президентом непосредственно особиста и тогда будет гарантировано, что задача охраны останется в приоритете не долгие годы. Потому что особист со стажем ничего не умеет делать лучше, чем обеспечивать безопасность, сохранять сложившийся порядок и не допускать посторонних. И не будет делать ничего другого, потому что любые другие задачи в большей или меньшей степени противоречат тому, чему его учили много лет - безопасности и еще раз безопасности.
Можно посмотреть на ситуацию чуть шире:

В 1991-93 годах в России случилась буржуазная революция. 

А главная задача любой революции, как известно - не допустить контрреволюцию. Но задача эта может решаться по-разному. Сталин в свое время решал эту задачу, проводя зачистки. Однако демократы, осудившие советскую власть, пойти по пути зачисток не могли, да и народ бы не оценил. Поэтому... они пошли по другому пути - отдать власть специалистам по госбезопасности, чтобы те охраняли завоевания буржуазной революции, применяя свои знания, опыт, всю полноту власти и прочее-прочее.
А потом, когда Путин освоился и подтянул к себе товарищей по конторе, особисты стали долевыми участниками ЗАО РФ и начали охранять власть как свою, с двойной мотивацией, а может быть даже с тройной. И по долгу службы, и для сэба, и еще из любви к искусству заодно.
А почему именно Путин... в принципе, на его месте мог оказаться Иванов или кто-то еще из "конторских". Но так сложилось, что именно Путин в 91-м поступил на службу к Собчаку, хорошо себя зарекомендовал как исполнительный сотрудник и "свой" для новой власти. Потом кто-то из Кремля заприметил его, а может и Собчак порекомендовал, потом Путин хорошо проявил себя в администрации Ельцина, соответствовал всем требованиям и... был выдвинут в преемники.
Это не значит, что Путин самый умный и самый толковый. Это даже не значит, что он лучший из особистов. Просто его качества оказались "необходимыми и достаточными" для решения тех задач, которые возникли у элиты вообще и у команды Ельцина в частности.
Думаю многие особисты подошли бы на эту роль. Не все, но многие. Однако Путин уже был в обойме и наверняка был повязан с окружением Ельцина разными делами, ворошить которые он бы и сам не захотел. Поэтому Путин подходил лучше остальных.
И вот, над чем я предлагаю вам задуматься:
Путин в свое время подошел для Собчака, потом подошел для Ельцина и его команды, подошел на роль преемника Ельцина, подошел для буржуазной элиты, которая не меняет его уже много лет, потому что для элиты сохраняется задача охраны текущего курса в стране.
А подходит ли он для нас?
Совпадают ли наши задачи с задачами, которые Путин решает для буржуазной элиты?

No comments:

Post a Comment